200 академических часов, 10 двухдневных семинаров (суббота, воскресенье) раз в 1,5-2 месяца. По окончании программы выдается Сертификат МИПСИТ и Свидетельство гос. образца о повышении квалификации Института Интегративной Психологии Профессионального Образования (ИИППО).
Программа направлена на повышение квалификации психотерапевтов и психологов- консультантов, помогающих людям справиться с негативными психологическими последствиями различных видов психических травм. Навыки, полученные в процессе обучения, позволяют успешно работать в разных областях клинической практики и эффективно использовать данный подход в практической деятельности.
Программа построена на интегративном подходе, включающим обучение концептуальным основам и техникам современных систем телесно-ориентированной терапии (основы биосинтеза, бодинамики, соматической терапии Питера Левина, интегративно- соматической терапии Раджи Сельвама телесных техник исцеления травм), процессуально-ориентированной терапии Минделла, системной семейной терапии, арт- терапии, юнгианского анализа.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
ознакомить психологов с основами кризисной терапии и ПТСР;
описать происходящие в психике процессы с точки зрения глубинной психологии;
обозначить техники работы с травмой, которые легко могут быть интегрированы и
использованы в работе психотерапевта любого направления;
изучить травмы развития (детско-родительских отношений) и способы их
разрешения;
расстройствами;
с помощью специальных упражнений дать участникам курса возможность
соприкоснуться с собственными экзистенциальными страхами и переживаниями, частично осознать и проработать их в индивидуальной и групповой работе, что в дальнейшем уменьшит вероятность профессионального выгорания при столкновении с кризисными ситуациями клиентов.
Методическое обеспечение: полный комплект раздаточных материалов по теории и практике в электронном виде.
Представлена специфика психотерапевтической работы с различными видами травм:
шоковой,
сексуальной,
эмоциональной,
травмой рождения,
травмами развития;
посттравматическими симптомами и состояниями,
психосоматическими расстройствами,
а также особенностями терапии психической травмы у детей.
Программа включает в себя широкий спектр техник – от поддерживающих до экспрессивных, которые могут успешно применяться в случае острого стрессового расстройства (ОСР) и посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Большое значение уделяется пониманию и описанию тех глубинных процессов, которые разворачиваются в психике во время и после травматического события.
Так же в программе интегрированы техники, дающие возможность успешно работать с травмами развития. В детстве под воздействием травм (в том числе внутриутробных), связанных с процессом развития ребенка, формируются разные типы характера как способ регуляции стресса. Они “кодируются в теле”, оформляются в модели поведения, способы выстраивания отношений и разные виды проблем, с которыми мы имеем дело во взрослой жизни. Это особенно важно для работы с традиционно сложными случаями — недостаточностью структуры и эго-организации у клиентов с задержками развития на ранних стадиях, а также при работе с шоковыми травмами.
В рамках программы, помимо обучающих семинаров для участников программы, ведутся клиентские группы, супервизорские группы и предусмотрены часы индивидуальной терапии, что дает возможность проработать собственный травматический материал, поднимающийся в процессе обучения и закрепить полученные навыки.
Программа основана более, чем на 15 летнем опыте ведения групп, обучения и подготовки терапевтов работе с ПТСР, шоковыми травмами и ранними травмами развития
Ректор МИПСИТ, президент ПСИРП, координатор международной программы по процессуальной терапии (1998-2012), международный дипломированный специалист и тренер по процессуальной психологии, член IAPOP, член Европейской Ассоциации телесно-ориентированных терапевтов
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
МОДУЛЬ 1
1-2 семинар
Теоретическая часть
Понятие стресса, травматического стресса, посттравматического стрессового расстройства. Клиническое представление о стрессе, травматизации, психической травме.
Обзор различных теоретических моделей и подходов к изучению посттравматического стрессового расстройства. Диагностические критерии ПТСР в МКБ-10 и DSM-IV. Нейробиологические основы. Физиология стресса. Данные нейронаук и психическая травма. Механизмы образования психической травмы (физиологический, психологический, социальный). Факторы, влияющие на образование психической травм.
Последствия воздействия психической травмы: острая стрессовая реакция, ПТСР. Диссоциация и ПТСР.
Природа пост-травматического стресса (ПТС), особенности работы с посттравматическими стрессовыми расстройствами.
Типы травматических ситуаций и их характеристики. Первичная и вторичная травматизация.
Концепция психической травмы П.Левина (соматический подход), Интегрально- соматический подход Раджи Сельвам при работе с травмами.
Принципы практической работы в соматической терапии травмы
особенности установления терапевтического альянса,
создание безопасного терапевтического пространства, и установление взаимоотношений
между терапевтом и клиентом при работе с ПТСР, позволяющих избежать повторной травматизации клиента .
Гомеостазис и механизмы саморегуляции организма, установление связи с ресурсными состояниями клиента, восстановление безопасности, восстановление способности контейнирования.
восстановление двигательных и ориентировочных рефлексов восстановление потенциала для контакта, эмоций и действий
Внутренние и внешние ресурсы.
Техники работы с заземлением, центрированием, опорами, границами, дыханием. .
Диссоциация. Определение. Взгляд на диссоциацию с точки здения разных подходов. Виды диссоциативных расстройств при ПТСР .
Формы диссоциации.
Техники работы с диссоциацией.
Работа с незавершёнными реакциями бегства, борьбы, работа с реакцией иммобилизации.
Категории соматической терапии травмы: ядро травмы (основные травматические симптомы), первичная травма и ретравматизация, уровень возбуждения при травме, воронка травмы и воронка исцеления (симптомы на эмоциональном и физическом уровне), травматический цикл.
Работа с системой целостного ресурсного опыта по системе SIBAM. Воронка травмы и воронка исцеления. Понятие системы SIBAM (sensation, image, behavior, affect, meaning).
Здоровое состояние системы SIBAM. Особенности системы SIBAM при психической травме. Работа с элементами системы SIBAM в соматическом подходе. Исцеляющий диалог между двумя состояниями .
TRIPOD модель . Модель разрешения шоковой травмы, основанная на Модели Соматического Переживания Питера Левина.
Понятие травматического сцепления. Сверхсцепленные и слабосцепленные симптомы. Признаки сверхсцепленных и слабосцепленных симптомов. Способы работы со сверхсцепленными и слабосцепленными симптомами.
Техника прослеживания ощущений. Техника активации и дезактивации травматических симптомов. Техника горизонтальной титрации. Признаки телесной разрядки и завершения
травмы.
Работа со смыслами: «смысловое переживание». Интеграция опыта.
Работа с травматической историей.
Понятие травматической истории. Способы работы с травматической историей. Помещение травматической истории в жизненный контекст .
Завершение травматической реакции, разрядка травматического переживания в теле. Восстановление естественного потока энергии в теле.
Разрешение (трансформация) травмы. Архетипические исцеляющие состояния в работе с травмой.работа с архетипическими состояниями с использованием процессуальнрго подхода . Три уровня работы( консенсусный , сновидческий и сущностный) Восстановление целостности.
Критерии разрешения травматической ситуации .
Контакт между терапевтом и клиентом. Понятие бондинга (bonding). Перенос, контрперенос. Соматический резонанс. Особенности контакта при работе с травматическими
переживаниями.
Особенности установления терапевтического альянса, создание безопасного терапевтического пространства, и установление взаимоотношений между терапевтом и клиентом при работе с ПТСР, позволяющих избежать повторной травматизации клиента .
Тело терапевта. Соматический резонанс, поиск ресурсов терапевта, Техники доступа к ресурсному состоянию терапевта при работе с клиентами, с целью самоподдержки и
профилактики профессионального выгорания . Самоподдержка терапевта. работы в соматической терапии травмы.
МОДУЛЬ 2.
Взгляд на травму с точки зрения Процессуальной терапии Арнольда Минделла
3-4 семинар
Первичный и вторичные процессы при ПТСР. Работа с травмой как работа с экстремальными и измененными состояниями сознания.
Край, и что происходит при травмах на краю. Особенности краевых фигур. Захваченность вторичным процессом (диссоциация, гипервозбуждение, разнообразные ИСС, экстремальные состояния сознания, проявляющиеся через панические атаки, дереализацию, деперсонализацию.
Основные акценты работы в Процессуальном подходе: восстановление осознанности, метапозиции, работа с метакомуникатором.
Взгляд на роли в работе с травмой. Первичная идентичность и роли из первичного процесса (роль жертвы травмированного внутреннего ребенка)
Вторичная идентичность и роли (агрессор, демон (внутренний угнетатель), свидетель , защитник). Взгляды юнгианских аналитиков на формирование демонической фигуры и ее особенности .
Формирование ролей, работа с ними. Особенности работы с ролями при ПТСР . Работа с ролями на всех трех уровнях (консенсусном, сновидческом и сущностном). Трансформация ролей в процессе работы.
Взгляд на диссоциацию с точки зрения ПТ. Диссоциация как начало процесса отстранения и осознанности , возможность уйти в безопасное место Диссоциация и паралельные вселенные (Минделл)
Особенности работы в каналах при работе с травмами. Важность работы с проприоцепцией.
Техники дистанцирования, переключение каналов, использование работы на сущностном уровне.
Высокий и низкий сон при работе с травмой. Застревание в низком сне. Способы работы
Работа с Сущностным уровнем при работе с травмой, Нарушение оси эго самость при травматическом опыте, последствия этого.
Глубинная демократия при работе с травмой как основной принцип восстановления целостности и восстановление оси ЭГО — САМОСТЬ
Трансформация травмы.
Работа с травмой на символическом и мифологическом уровне.
Осознание жизненного мифа, возможность посмотреть на свою жизнь как на путь индивидуации и встреча на этом пути с травматическим событием как с инициацией. Травма как преобразующая сила на пути индивидуации. Мифологической уровень встречи с травмой и работы с ней.
Травма как преобразующая сила на пути индивидуации.
Этапы трансформации в работе с травмой (с точки зрения юнгианского анализа и процессуального подхода (Джозеф Кэмпбелл)
Старейшинство. Травма как вызов для нашего духа. Столкновение с нуминозным, трансперсональным опытом. Мудрость, духовность и опыт старейшинства при трансформации травмы.
МОДУЛЬ 3.
Теоретические основы и принципы практической работы с травмами развития
5-9 семинар
12 характеристик психомоторного развития, относящихся к формированию телесного эго.
Развитие способности глубокого телесного осознания как основы построения телесного эго.
Различные уровни телесной осознанности: телесные ощущения, телесные переживания, эмоциональное выражение, регрессия.
Работа с травмами развития. Влияние детско-родительских отношений на развитие ребёнка в различные возрастные периоды. Особенности травматических паттернов поведения в различных структурах характера. Особенности практической работы с различными видами травм развития.
Бодинамический , биоэнергетический и системный семейный подходы в работе с травмами развития. Модели структур характеров в разных телесных подходах. Интегративно -соматический подход Раджи Сельвама при работе с разными видами травм.
Использование тела и энергии для повышения эффективности психотерапии Способы раскрытия тела и работа с блоками
Направления движения энергии в теле
Механизмы порождения, хранения и переживания эмоций
Уровни аффекта. Развитие способности выдерживать аффект
Понятие о границах. Этапы формирование границ в контакте с матерью.
Способы организации границ, Нарушение границ. Работа на восстановление границ.
способы организации границ, центральные темы возрастных периодов, паттерны поведения, жизненные установки при различных структурах.
Работа с уже имеющимися ресурсами (выявление сильных и слабых сторон характерологических защит)
Наблюдение за моторными паттернами, связанными со стадиями развития, которые появляются в телесном языке клиента в связи с поднятием психологического материала
Идеальные родительские/терапевтические послания, особенности установления личного контакта, акценты в терапевтической работе, работа с семейной системой для каждой структуры.
Переход в ходе терапии от поздних стадий развития к более ранним и привлечение ресурсов поздних стадий для компенсации недостатков ранних
МОДУЛЬ 4
10 семинар
• Супервизия и экзамен
Школа объединила психологов и психотерапевтов интегрирующих в своей практике и преподающих различные направления психотерапии с акцентом на работу с телесными состояниями и ощущениями, психосоматическими заболеваниями и посттравматическими нарушениями. В Школе проходят международные и авторские программы по современным направлениям психотерапии.