Описание ПТСР - Школа Интегративно Соматической Психотерапии

Школа Интегративно-Соматической Психотерапии

Авторский проект Елены Романченко и Дмитрия Валуева

Описание программы программы:
Работа с шоковыми травмами, травмами развития и хроническими телесными симптомами.

       200 академических часов, 10 двухдневных семинаров (суббота, воскресенье) раз в 1,5-2 месяца. По окончании программы выдается Сертификат МИПСИТ и Свидетельство гос. образца о повышении квалификации Института Интегративной Психологии Профессионального Образования (ИИППО).

Программа направлена на повышение квалификации психотерапевтов и психологов- консультантов, помогающих людям справиться с негативными психологическими последствиями различных видов психических травм. Навыки, полученные в процессе обучения, позволяют успешно работать в разных областях клинической практики и эффективно использовать данный подход в практической деятельности.

Программа построена на интегративном подходе, включающим обучение концептуальным основам и техникам современных систем телесно-ориентированной терапии (основы биосинтеза, бодинамики, соматической терапии Питера Левина, интегративно- соматической терапии Раджи Сельвама телесных техник исцеления травм), процессуально-ориентированной терапии Минделла, системной семейной терапии, арт- терапии, юнгианского анализа.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  1. ознакомить психологов с основами кризисной терапии и ПТСР;

  2. описать происходящие в психике процессы с точки зрения глубинной психологии;

  3. обозначить техники работы с травмой, которые легко могут быть интегрированы и

    использованы в работе психотерапевта любого направления;

  4. изучить травмы развития (детско-родительских отношений) и способы их

    разрешения;

  5. изучить разные подходы, успешно применяемые при работе с психосоматическими

расстройствами;

с помощью специальных упражнений дать участникам курса возможность

соприкоснуться с собственными экзистенциальными страхами и переживаниями, частично осознать и проработать их в индивидуальной и групповой работе, что в дальнейшем уменьшит вероятность профессионального выгорания при столкновении с кризисными ситуациями клиентов.

Методическое обеспечение: полный комплект раздаточных материалов по теории и практике в электронном виде.

Представлена специфика психотерапевтической работы с различными видами травм:

  • шоковой,

  • сексуальной,

  • эмоциональной,

  • травмой рождения,

  • травмами развития;

  • посттравматическими симптомами и состояниями,

  • психосоматическими расстройствами,

а также особенностями терапии психической травмы у детей.

Программа включает в себя широкий спектр техник – от поддерживающих до экспрессивных, которые могут успешно применяться в случае острого стрессового расстройства (ОСР) и посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Большое значение уделяется пониманию и описанию тех глубинных процессов, которые разворачиваются в психике во время и после травматического события.

Так же в программе интегрированы техники, дающие возможность успешно работать с травмами развития. В детстве под воздействием травм (в том числе внутриутробных), связанных с процессом развития ребенка, формируются разные типы характера как способ регуляции стресса. Они “кодируются в теле”, оформляются в модели поведения, способы выстраивания отношений и разные виды проблем, с которыми мы имеем дело во взрослой жизни. Это особенно важно для работы с традиционно сложными случаями — недостаточностью структуры и эго-организации у клиентов с задержками развития на ранних стадиях, а также при работе с шоковыми травмами.

В рамках программы, помимо обучающих семинаров для участников программы, ведутся клиентские группы, супервизорские группы и предусмотрены часы индивидуальной терапии, что дает возможность проработать собственный травматический материал, поднимающийся в процессе обучения и закрепить полученные навыки.

Программа основана более, чем на 15 летнем опыте ведения групп, обучения и подготовки терапевтов работе с ПТСР, шоковыми травмами и ранними травмами развития

Ведущая программы:   Елена Романченко

Ректор МИПСИТ, президент ПСИРП, координатор международной программы по процессуальной терапии (1998-2012), международный дипломированный специалист и тренер по процессуальной психологии, член IAPOP, член Европейской Ассоциации телесно-ориентированных терапевтов

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

МОДУЛЬ 1

1-2 семинар

Теоретическая часть

  • Понятие стресса, травматического стресса, посттравматического стрессового расстройства. Клиническое представление о стрессе, травматизации, психической травме.
    Обзор различных теоретических моделей и подходов к изучению посттравматического стрессового расстройства. Диагностические критерии ПТСР в МКБ-10 и DSM-IV. Нейробиологические основы. Физиология стресса. Данные нейронаук и психическая травма. Механизмы образования психической травмы (физиологический, психологический, социальный). Факторы, влияющие на образование психической травм.

  • Последствия воздействия психической травмы: острая стрессовая реакция, ПТСР. Диссоциация и ПТСР.

  • Природа пост-травматического стресса (ПТС), особенности работы с посттравматическими стрессовыми расстройствами.

  • Типы травматических ситуаций и их характеристики. Первичная и вторичная травматизация.
    Концепция психической травмы П.Левина (соматический подход), Интегрально- соматический подход Раджи Сельвам при работе с травмами.

    Принципы практической работы в соматической терапии травмы

  • особенности установления терапевтического альянса,
    создание безопасного терапевтического пространства, и установление взаимоотношений

    между терапевтом и клиентом при работе с ПТСР, позволяющих избежать повторной травматизации клиента .

  • Гомеостазис и механизмы саморегуляции организма, установление связи с ресурсными состояниями клиента, восстановление безопасности, восстановление способности контейнирования.

  • восстановление двигательных и ориентировочных рефлексов восстановление потенциала для контакта, эмоций и действий

  • Внутренние и внешние ресурсы.

  • Техники работы с заземлением, центрированием, опорами, границами, дыханием. .

  • Диссоциация. Определение. Взгляд на диссоциацию с точки здения разных подходов. Виды диссоциативных расстройств при ПТСР .
    Формы диссоциации.
    Техники работы с диссоциацией.

  • Работа с незавершёнными реакциями бегства, борьбы, работа с реакцией иммобилизации.

  • Категории соматической терапии травмы: ядро травмы (основные травматические симптомы), первичная травма и ретравматизация, уровень возбуждения при травме, воронка травмы и воронка исцеления (симптомы на эмоциональном и физическом уровне), травматический цикл.

  • Работа с системой целостного ресурсного опыта по системе SIBAM. Воронка травмы и воронка исцеления. Понятие системы SIBAM (sensation, image, behavior, affect, meaning).

    Здоровое состояние системы SIBAM. Особенности системы SIBAM при психической травме. Работа с элементами системы SIBAM в соматическом подходе. Исцеляющий диалог между двумя состояниями .

  • TRIPOD модель . Модель разрешения шоковой травмы, основанная на Модели Соматического Переживания Питера Левина.

  • Понятие травматического сцепления. Сверхсцепленные и слабосцепленные симптомы. Признаки сверхсцепленных и слабосцепленных симптомов. Способы работы со сверхсцепленными и слабосцепленными симптомами.

  • Техника прослеживания ощущений. Техника активации и дезактивации травматических симптомов. Техника горизонтальной титрации. Признаки телесной разрядки и завершения

    травмы.
    Работа со смыслами: «смысловое переживание». Интеграция опыта.
    Работа с травматической историей.
    Понятие травматической истории. Способы работы с травматической историей. Помещение травматической истории в жизненный контекст .

  • Завершение травматической реакции, разрядка травматического переживания в теле. Восстановление естественного потока энергии в теле.

    Разрешение (трансформация) травмы. Архетипические исцеляющие состояния в работе с травмой.работа с архетипическими состояниями с использованием процессуальнрго подхода . Три уровня работы( консенсусный , сновидческий и сущностный) Восстановление целостности.

    Критерии разрешения травматической ситуации .

  • Контакт между терапевтом и клиентом. Понятие бондинга (bonding). Перенос, контрперенос. Соматический резонанс. Особенности контакта при работе с травматическими

    переживаниями.
    Особенности установления терапевтического альянса, создание безопасного терапевтического пространства, и установление взаимоотношений между терапевтом и клиентом при работе с ПТСР, позволяющих избежать повторной травматизации клиента .

  • Тело терапевта. Соматический резонанс, поиск ресурсов терапевта, Техники доступа к ресурсному состоянию терапевта при работе с клиентами, с целью самоподдержки и

    профилактики профессионального выгорания . Самоподдержка терапевта. работы в соматической терапии травмы.

МОДУЛЬ 2.

Взгляд на травму с точки зрения Процессуальной терапии Арнольда Минделла

3-4 семинар

  • Первичный и вторичные процессы при ПТСР. Работа с травмой как работа с экстремальными и измененными состояниями сознания.

    Край, и что происходит при травмах на краю. Особенности краевых фигур. Захваченность вторичным процессом (диссоциация, гипервозбуждение, разнообразные ИСС, экстремальные состояния сознания, проявляющиеся через панические атаки, дереализацию, деперсонализацию.

    Основные акценты работы в Процессуальном подходе: восстановление осознанности, метапозиции, работа с метакомуникатором.

  • Взгляд на роли в работе с травмой. Первичная идентичность и роли из первичного процесса (роль жертвы травмированного внутреннего ребенка)
    Вторичная идентичность и роли (агрессор, демон (внутренний угнетатель), свидетель , защитник). Взгляды юнгианских аналитиков на формирование демонической фигуры и ее особенности .

    Формирование ролей, работа с ними. Особенности работы с ролями при ПТСР . Работа с ролями на всех трех уровнях (консенсусном, сновидческом и сущностном). Трансформация ролей в процессе работы.

  • Взгляд на диссоциацию с точки зрения ПТ. Диссоциация как начало процесса отстранения и осознанности , возможность уйти в безопасное место Диссоциация и паралельные вселенные (Минделл)

  • Особенности работы в каналах при работе с травмами. Важность работы с проприоцепцией.
    Техники дистанцирования, переключение каналов, использование работы на сущностном уровне.

  • Высокий и низкий сон при работе с травмой. Застревание в низком сне. Способы работы

  • Работа с Сущностным уровнем при работе с травмой, Нарушение оси эго самость при травматическом опыте, последствия этого.

    Глубинная демократия при работе с травмой как основной принцип восстановления целостности и восстановление оси ЭГО — САМОСТЬ

  • Трансформация травмы.
    Работа с травмой на символическом и мифологическом уровне.

    Осознание жизненного мифа, возможность посмотреть на свою жизнь как на путь индивидуации и встреча на этом пути с травматическим событием как с инициацией. Травма как преобразующая сила на пути индивидуации. Мифологической уровень встречи с травмой и работы с ней.

    Травма как преобразующая сила на пути индивидуации.
    Этапы трансформации в работе с травмой (с точки зрения юнгианского анализа и процессуального подхода (Джозеф Кэмпбелл)

  • Старейшинство. Травма как вызов для нашего духа. Столкновение с нуминозным, трансперсональным опытом. Мудрость, духовность и опыт старейшинства при трансформации травмы.

МОДУЛЬ 3.

Теоретические основы и принципы практической работы с травмами развития

5-9 семинар

  • 12 характеристик психомоторного развития, относящихся к формированию телесного эго.
    Развитие способности глубокого телесного осознания как основы построения телесного эго.

    Различные уровни телесной осознанности: телесные ощущения, телесные переживания, эмоциональное выражение, регрессия.

  • Работа с травмами развития. Влияние детско-родительских отношений на развитие ребёнка в различные возрастные периоды. Особенности травматических паттернов поведения в различных структурах характера. Особенности практической работы с различными видами травм развития.

  • Бодинамический , биоэнергетический и системный семейный подходы в работе с травмами развития. Модели структур характеров в разных телесных подходах. Интегративно -соматический подход Раджи Сельвама при работе с разными видами травм.

    Использование тела и энергии для повышения эффективности психотерапии Способы раскрытия тела и работа с блоками
    Направления движения энергии в теле
    Механизмы порождения, хранения и переживания эмоций

    Уровни аффекта. Развитие способности выдерживать аффект

  • Понятие о границах. Этапы формирование границ в контакте с матерью.
    Способы организации границ, Нарушение границ. Работа на восстановление границ.

    способы организации границ, центральные темы возрастных периодов, паттерны поведения, жизненные установки при различных структурах.

  • Работа с уже имеющимися ресурсами (выявление сильных и слабых сторон характерологических защит)

  • Наблюдение за моторными паттернами, связанными со стадиями развития, которые появляются в телесном языке клиента в связи с поднятием психологического материала

  • Идеальные родительские/терапевтические послания, особенности установления личного контакта, акценты в терапевтической работе, работа с семейной системой для каждой структуры.

  • Переход в ходе терапии от поздних стадий развития к более ранним и привлечение ресурсов поздних стадий для компенсации недостатков ранних

    МОДУЛЬ 4

    10 семинар

• Супервизия и экзамен

ЗАПИСЬ НА ПРОГРАММУ:

Мы в соцсетях

 Школа Интегративно Соматической Психотерапи

  Школа объединила психологов и психотерапевтов интегрирующих в своей практике и преподающих различные направления психотерапии с акцентом на работу с телесными состояниями и ощущениями, психосоматическими заболеваниями и посттравматическими нарушениями.  В Школе  проходят  международные и авторские программы по современным направлениям психотерапии.

 

Copyright© 2019 Школа Интегративно Соматической Психотерапии.