Профессиональное Сообщество Интегративно Работающих Психологов (ПСИРП) — Московский Институт Процессуальной, Соматической и Интегративной Терапии (МИПСИТ)

Травма, тело, энергия и духовность

Благодарим Марину Лавренко за любезно предоставленный нам перевод на русский язык статьи доктора Раджи Сельвам “Травма, тело, энергия и духовность”


Травма случается с каждым 

Опыт травмы универсален. Любые ситуации, случающиеся один раз или повторяющиеся в течение длительного периода, могут травмировать нас. Такие кажущиеся простыми ситуации, как падения или обычное медицинское обследование, могут травмировать нас не меньше, чем физическое или сексуальное насилие. В раннем возрасте, когда наш мозг и тело еще недостаточно развиты для того, чтобы справляться со стрессом, мы более подвержены травме. Дети, получившие тяжелый опыт рождения или медицинских процедур, или эмоционального вторжения, брошенности или пренебрежения, могут оказаться сильно травмированными, что в дальнейшей жизни повлияет на их способность справляться со стрессовыми ситуациями.

Травма дезорганизует нас


События, которые сильно нас потрясли, физически или эмоционально, могут в конечном итоге вылиться в тяжелые физиологические кризисы на уровне мозга и тела, если не находится разрешения ситуации, как например в случае, когда ребенка бросают. Когда мы тяжело травмированы, неважно, в единичном случае, или в продолжающейся ситуации, наш мозг и тело оказываются дезорганизованными, сжимаясь или распадаясь на фрагменты с целью предохранения нас от влияния травмы. Например, в автомобильной аварии шея водителя может сжаться, чтобы предотвратить более серьезные повреждения. У водителя может не сохраниться никаких сознательных воспоминаний о происшествии, поскольку сознание будет отсекать или фрагментировать их с целью избегания или подавления. Когда мы встречаемся со стрессовой ситуацией, наше тело отвечает поднятием уровня возбуждения и вхождением в «режим выживания»: ориентирование, борьбу, убегание, оцепенение и диссоциацию. Эти природные реакции созданы для того, чтобы минимизировать угрозу нашей жизни и потенциальный ущерб нашему мозгу и телу.  

Мы наделены природной способностью исцеляться от травмы


В процессе эволюции между нашей подкоркой и телом была сформирована связь, дающая возможность быстро реагировать на травматические ситуации. Древний (рептильный) мозг и лимбическая система мозга реагируют быстро, формируя сжатие и/или фрагментацию как защитные средства и базовый природный ответ наших тел для того, чтобы сохранить нас от серьезных повреждений и даже смерти в ситуации травмы. Когда травматическое событие позади, наши мозг и тело способны рано или поздно возвращаться в свое нормальное состояние. В случае, когда мы и окружающие нас люди хорошо понимаем и поддерживаем этот инстинктивный целебный процесс, наше тело и мозг выключают базовую систему выживания, заключающуюся в высоком автономном возбуждении, ориентировании , борьбе, убегании, оцепенении и диссоциации, снимают защиту направленную на сжатие и фрагментацию и возвращаются к здоровому функционированию. Например, ребенок, только что получивший травму, может снять высокое напряжение и стресс в своем теле и мозге при помощи дрожания только в том случае, если будет бережно поддержан заботливым взрослым. Благодаря этой природной способности к исцелению от влияния стресса даже в опасных для жизни ситуациях большинство из нас безболезненно проходят через многие травматические ситуации и исцеляются от них. В некоторых случаях, тем не менее, некоторые из нас не вполне выздоравливают, и тогда след, оставленный этими событиями, может порождать дистресс в других жизненных ситуациях.

Что может произойти, если мы не излечиваемся от травмы естественным путем?

Травма и духовность


Неразрешенная травма может на всю жизнь остаться источником всевозможных проблемных симптомов. Если наше физическое тело подверглось достаточно сильному стрессу от значительных воздействий мы можем не только застывать и диссоциироваться, давая ответы на стресс обсуждаемые ранее, но с нами могут происходить и другие изменения. Наше сознание может минимизировать наше ощущение физического тела и максимально увеличить ощущение нашего энергетического тела для того, чтобы справляться и регулировать стресс в нашем физическом теле. Травма является интенсивным стрессовым опытом для нашего физического тела: она может быть как даром, так и мучением. Для некоторых из нас травма дает возможность почувствовать себя как нечто большее чем наша жесткая идентификация, ограниченная рамками физического тела. Для других все это так страшно, что мы отказываемся от полного ощущения своих тел и других людей вокруг нас. Мы эффективно уходим от реального воплощенного опыта отношений с другими людьми. Или мы так крепко цепляемся за наше физическое тело, что ощущение более тонких, духовных тел кажется нам опасным для жизни, так как мы боимся, что это может затронуть неразрешенный травматический опыт в нашем физическом теле.

Способность к воплощению


Наша способность к воплощению высших духовных энергий зависит от того, насколько наш мозг и тело способны выдерживать и контейнировать высокий уровень возбуждения без запуска травматических реакций, таких как тревога или мигрень. Проработка травматических реакций в нашем физическом теле, мозге и нервной системе, с целью формирования способности выдерживать высокий уровень возбуждения в них, является необходимым шагом к воплощенной духовности. 

Случай из клинической практики


Те, кто не способен воплощать духовность в своем физическом теле, могут получить пугающий опыт ретравматизации в процессе занятий духовными практиками. Я лечил несколько пациентов с высоким уровнем тревожности, которая возникла в процессе духовных практик, таких как йога и медитация. Я обнаружил, что их постоянная тревожность была вызвана травматическими реакциями, когда их физические тела пытались воплотить энергетическое расширение, возникшее в результате занятий духовными практиками. Я как-то работал с женщиной, которой было чуть больше сорока лет, испытавшей экстраординарный опыт любви в подростковом возрасте. При этом она находилась в экстраординарном состоянии сознания, которое можно описать как высокое духовное состояние. К сожалению, этот опыт запустил в ней неразрешенные травматические реакции, которые ввели ее сознание и тело в зажатое противоречивое состояние: ее ужасала возможность повторения такого опыта, в то же время она его страстно желала. Конфликт между ее энергетическими телами, возможно усилившийся благодаря тому, что она их страстно желала, и ее физическим телом с его ощущением ужаса и сопротивлением воплощению этих энергий из страха повторной травматизации привел ее к тому, что всю жизнь она стремилась к реализации себя в духовной сфере и сфере отношений, но при этом всю жизнь испытывала сложности с ощущением собственного тела. Проработав травматические реакции в ее теле, мы в конечном итоге сформировали в ее физическом теле большую способность выдерживать такие переживания.

Резюме

В процессе духовных практик, когда энергетическое тело расширяется и ищет возможности воплощения в физическом теле, оно может запустить неразрешенные травматические реакции в физическом теле, заставляя его сжиматься или фрагментироваться из страха за выживание, запуская высокий уровень автономного возбуждения и базовые реакции выживания, такие как ориентирование, борьбу, убегание, оцепенение и диссоциация. Иногда опыты ретравматизации в духовных практиках рассматриваются как непредвиденные ситуации в практике (духовный вызов), которые требуют длительного времени проработки. Понимание травматического содержания таких опытов, если таковое имеется, и работа с его разрешением может помочь облегчить страдание и его продолжительность и также помочь снять ограничения вызванные травмой на пути духовного развития человека.

Травма и привязанность


Травмы отношений, или сложности в отношениях детей и людьми, которые о них заботятся в детстве, могут также дезорганизовать нашу нервну систему и ввести ее в постоянный режим выживания. Это в свою очередь может вызвать у нас сложности с контактом с другими лицом к лицу, при этом оставаясь в контакте с собой. Последние исследовния в области эмоциональной неврологии (Schore, Siegel) указывают на то, что общение лицом к лицу и другие виды близкого общения между людьми включают в себя много взаимного влияния на нервную систему тех кто взаимодействует. Если такое общение оказывается травматическим для нашего разума и тела, дезорганизуя их и включая в них режим выживания, нам сложно становится находиться в полном контакте с собой и в отношениях с другими. Невролог Damasio считает, что механизмы низшего мозга, которые отвечают за наше биологическое выживание и природное исцеление от травмы, являются механизмами, которые также дают нам возможность глубоко ощущать самих себя в наших телах. Травма, дезорганизуя эти механизмы, таким образом не только затрудняет нашу возможность биологического выживания, но также снижает нашу способность ощущать себя в наших телах. Обычным опытом тех, кого я успешно вылечил от травматической дизорганизации, является ощущение возвращения к себе, что, как мне кажется, увеличивает возможность гармонично ощущать глубокое и стабильное переживание себя в своих телах. 
Травмированная нервная система, сильно заряженная неразрешенным травматическим стрессом, не может выдержать более высокого уровня нагрузки без нарушения деликатного равновесия, которое она старается удержать. Когда мы находимся в близком контакте с другим человеком и остаемся в этом контакте, нервные системы обоих могут быть сильно возбуждены этим контактом. Для травмированной нервной системы это может быть достаточно, чтобы оказаться в зоне невыносимого травматичного симптома. Многие люди справляются с этим, избегая близких отношений или не ощущая себя и/или другого в близких отношениях, таким образом не оказываясь в зоне высокого возбуждения и травматичного опыта. Например, когда я попросил одну женщину, которую лечил, почувствовать свое тело и ощутить меня в комнате рядом с ней, она начала бесконтрольно двигаться, демонстрируя состояние, похожее на припадок. Многие пациенты с травмами привязанности, когда я прошу их ощущать себя и меня одновременно, начинают очень быстро цепенеть и диссоциировать свои ощущения.

Травма, работа с энергией и работа с телом


В работе с телом и энергией, когда физическое тело предрасположено к травматическим реакциям, попытка снять физические или энергетические блоки без обращения к лежащим в основе травматическим реакциям может привести к ретравматизации клиента. Травматические энергии в физическом теле травмированного человека удерживаются при помощи энергетических тел, таким образом поддерживая стабильность максимально возможную при травме (см например Sills). Вмешательство в эту компенсаторную систему физически или энергетически без обращения к лежащим в ее основе травматическим реакциям может привести к неприятным последствиям для клиентов. Я часто лечу людей, которые получили болезненный, дезорганизующий опыт в процессе работы с телом и энергией. Кроме того, что здесь содержится предупреждение, важно отметить, что для клиентов, в опыте которых нет неразрешенных травматических стрессов, вероятность попасть в ретравматизацию в работе с телом и энергиями сильно снижается. Также работа с энергиями и с телом способнствовать исцелению травмы, если при этом присутствует адекватное понимание динамики травмы. В заключение хочу сказать, что те, кто так или иначе вовлечен в духовную работу, и те, кто работает как психотерапевты с таким людьми, у которых есть проблемы в отношениях, много выиграют, изучая, как опознать и лечить травматические реакции в своих клиентах, когда они случаются. Кроме того, возможность распознавать и работать с травматическими реакциями в контексте телесной и энергетической работы помогает практикующим максимально увеличивать эффект исцеления в то же время минимизируя возможность ретравматизации клиентов.

Естественный метод работы с телом и сознанием в лечении травмы


Из всех психотерапевтических систем работы с телом и сознанием с целью лечения травмы Соматическое Переживание является самым действенным, поскольку оно опирается на врожденную способность тела исцелять себя от травмы. Соматическое переживание, метод, разработанный доктором Питером Левиным, предлагает мягкую и эффективню систему работы с телом и сознанием даже в исцелении тяжелых, плохо поддающихся лечению, случаев травмы. Подход, описанный в бестселлере «Пробуждение тигра: исцеление травмы» и на сайте www.traumahealing.com, основан на узнавании и запускании природных механизмов самоисцеления, содержащихся в древней связи между нашим продолговатым мозгом и телом, что может разрешить даже многолетние травматические симптомы. Этот природный психо-биологический подход, разрабатываемый доктором Левиным в течение двадцати пяти лет в процессе наблюдения за тем, как животные и люди справлялись и исцелялись от травмы, преподается на профессиональных тренингах по всему миру и зарекомендовал себя как очень ценный в разных психотерапевтических подходах, в телесных, энергетических и духовных практиках, помогая освобождать мозг и тело от стойкого напряжения и симптомов, вызванных травматичным опытом.

Библиография

Damasio A. The Feeling of What Happens: Body and Emotion in
the Making of Consciousness. Harcourt Inc. London. 1999.
Levine P. Waking the Tiger: Healing Trauma. North Atlantic
Books. Berkeley, California. 1997.
Schore AN. Affect Regulation and Disorders of the Self. W.W.
Norton Company. London. 2003.
Schore AN. Affect Regulation and the Repair of the Self. W.W.
Norton Company. London. 2003.
Siegel DJ. The Developing Mind. Towards a Neurobiology of
Interpersonal Experience. Guilford Press. New York. 1999.
Sills F. Craniosacral Biodynamics. Volume One. The Breath of Life,
Biodynamics, and Fundamental Skills. North Atlantic Books.
Berkeley, California. 2001.
Sills F. Craniosacral Biodynamics. Volume Two. The Primal Midline
and the Organization of the Body. North Atlantic Books.
Berkeley, California. 2004.

Об авторе


Доктор Раджа Сельвам живет и работает в Лос Анжелесе. 
Он изучал системы телесной интегративной работы и биодинамическую краниосакральную терапию, телесно-ориентированные психотерапевтические системы Соматического переживаня и Биодинамического анализа, Юнгианскую и Архетипическую психологию, а также интерсубъективные и объектные отношения в психоанализе. Его база в Адвайта Веданте, духовной традиции Индии, помогла ему лучше понять человеческую душу. Он преподает и читает лекции по всему миру. Доктор Сельвам является страшим тренером в подходе Соматического Переживания , а также преподает в Институте Санта Барбары.

С ним можно связаться по телефону: 001 310-306-1462, и по e-mail: RajaSelvam@aol.com